Главная О библиотеке Наши проекты Бумажные кораблики

Описание проекта

Описание проекта

Постановка проблемы

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем,  он рассматривается как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Предлагается более эффективно выстраивать процесс патриотического воспитания учащихся, основываясь на изучении культуры, истории, традиций своей Родины.

В этом плане одной из серьёзных проблем является отток молодёжи из родных мест. Молодые люди не связывают своё будущее с Сибирью и родным краем, в том числе и потому что не воспринимают Сибирь как территорию больших возможностей. Помочь им почувствовать гордость за свою малую родину, воспитать желание приложить свои силы и знание для её процветания и развития поможет краеведение, при условии, что изучение своей малой родины будет по-настоящему интересным и увлекательным.

Библиотеки города вот уже несколько лет успешно работают с читателями разного возраста по обучающим программам «Мой край – мой дом», «Сибирячок», «Край родной в рассказах и картинках», «Мой край сибирский» и др. Приобретенный опыт мы хотим преобразовать в проект по страноведению «Бумажные кораблики».

Уникальность проекта в том, что в итоге получится комплексный продукт, который будет включать в себя изучение специальной и художественной литературы по теме «Освоение Сибири», сюжетно-ролевые игры и тренинги, моделирование и конструирование. Данный проект в дальнейшем можно будет развивать и дополнять по мере изучения предмета. Более того, в разработке данного продукта примут участие сами дети, непосредственные участники проекта. С их участием будет создано интерактивное пособие «Моя Сибирь», которое будет размещено сайте библиотеки.

В качестве благополучателей проекта мы видим учащихся 3-х классов и воспитанников детского дома в возрасте от 9 до 12 лет, так называемом «предподростковом» (или «переходном», «трудном») возрасте. Именно этот возраст психологи называют временем формирования социальной адаптивности человека, то есть осознания им себя не только как части детского коллектива, но и гражданского общества. Для этого возраста характерны также огромная значимость вопросов самооценки, связанная с этим неуверенность в себе, частая смена увлечений, негативизм, подчинение себя интересам группы. Вот почему в нашем проекте мы акцентируем воспитательную роль примера целеустремлённых, выносливых, преданных своему  делу людей, отважных патриотов родины – русских путешественников.

Проектной командой изучен и проанализирован опыт по разработке образовательной программы «По следам великих путешественников», реализуемой в Российской государственной детской библиотеке. В результате проектных мероприятий дети расширят свои знания о Сибири, Красноярском крае, родном городе, повысится их социальная активность и гражданская компетентность.

Цель и задачи проекта

Целевая группа проекта: младшие школьники (8-12 лет)

Цель проекта:

Обогатить и расширить знания ребят о родной земле, ее богатстве, традициях, её истории. Способствовать дальнейшей социализации детей путём утверждения норм нравственного поведения.

Задачи проекта:

1. Разработать дополнительную программу по страноведению «Бумажные кораблики» с привлечением к работе новых обучающих интерактивных пособий;
2. Организовать площадку для проведения занятий в читальном зале отдела обслуживания дошкольников и младших школьников;

3. Изучить опыт по ведению клубной работы, как продолжения программы «По следам великих путешественников» в РГДБ;

4. Провести комплексные систематические занятия по программе;
5. Разработать вместе с детьми макет интерактивного пособия для развития проектного воображения младших школьников;
6. Популяризировать и продвигать полученные результаты работы по  проекту.

Особенность проекта — его личностная направленность. Занятия рассчитаны на небольшие группы детей с учетом их психологических особенностей.

Деятельность/методы/этапы

Основные этапы реализации проекта.      

Общая продолжительность проекта – 9 месяцев с 01.07.2016 г. по 15.05.2017 г.

 

I этап – Организационный с 01.07.2016 г. по 31.08.2016 г.

Задача 1. Разработать дополнительную программу по краеведению «Бумажные кораблики» с привлечением к работе новых обучающих интерактивных пособий.

Задача 2. Организовать площадку для проведения занятий в читальном зале отдела обслуживания дошкольников и младших школьников.

- информированность населения о проекте (реклама в местные СМИ: газеты «Город и горожане», местное радио, объявление в бегущей строке в новостной программе «Информ-экспресс»; распространение информационных флаеров в образовательных учреждениях);

- подготовка сценариев занятий;

- заказ, доставка и установка оборудования для проведения основных мероприятий по проекту;

- покупка расходных материалов.

 

II этап – Основной деятельности с 01.09.2016 г. по 27.04.2017 г.

Задача 3. Изучить опыт по ведению клубной работы, как продолжения программы «По следам великих путешественников» в РГДБ
- командировка двух сотрудников детской библиотеки в Российскую государственную детскую библиотеку г. Москва (ноябрь).
Задача 4. Провести комплексные систематические занятия по программе.

- презентация проекта, праздник «Русь – матушка, Енисей – батюшка!», посвященный Дню Енисея  27 сентября 2017 года. Количество участников - не менее 120 человек;

- формирование групп целевой аудитории для проведения основных мероприятий по проекту. Будет сформировано 4 группы по 11 человек;

- проведение занятий по проекту с детьми и руководителями чтения. Для каждой группы будет проведено 30 занятий;

- экскурсия участников проекта в краеведческий музей г. Красноярска;

Задача 5. Разработать вместе с детьми макет интерактивного пособия для развития проектного воображения младших школьников.

- проведение консультаций по проектной деятельности с детьми. Для каждой группы будет проведено по 2 консультации;

- проведение праздника «Звёздочки земли сибирской» - итогового занятия. Защита ребятами самостоятельных  мини-проектов интерактивного пособия. Охват - не менее 80 человек.

 III этап – Заключительный с 28.04.2017 г. по 15.05.2017 г.

Задача 6. Популяризировать и продвигать полученные результаты работы по  проекту.

- оформление на сайте библиотеки bibgaidara.ruстранички с материалами по проекту;

- проведение круглого стола с руководителями детского чтения по продвижению проекта (не менее 30 человек);

- подготовка отчетных документов;

- подготовка рекламных материалов для дальнейшего продвижения проекта.

Ключевые мероприятия проекта

- с сентября 2016 по апрель 2017 года будет проведено по 30 занятий с каждой из набранных 4-х групп, которые будут проходить по четвергам и средам. На занятиях участники познакомятся с географическими, этнографическими, климатическими особенностями Сибири и Красноярского края. Основной блок занятий будет посвящен первопроходцам-открывателям Сибири, Дальнего Востока и Севера 16-20 веков. Треть занятий будет включать в себя психологические тренинги и игры, на остальных предусмотрено введение элементов моделирования и выполнения творческих заданий.

- в феврале предполагается проведение игры-квеста по уже изученному материалу «Открывая родную землю».

- в апреле наиболее активные участники проекта посетят краеведческий музей г. Красноярска.

- в апреле пройдёт большой праздник «Звёздочки земли сибирской», на котором планируется защита мини-проектов участников.

Ожидаемые результаты

В результате непосредственные участники проекта (не менее 40 человек) расширят свои знания о Сибири, Красноярском крае, родном городе, повысится их социальная активность и гражданская компетентность. Ребята научатся основам проектной деятельности, совместной работе в группе.

Руководители детского чтения, педагоги (не менее 30 человек) получат комплекс мероприятий по краеведению с возможностью применения его или его составляющих на своих занятиях.

Семьи города (не менее 200 человек) получат возможность дополнительного увлекательного досуга для детей младшего школьного возраста.

Оценка

Оценить проектную деятельность можно по следующим критериям и показателям:

- оценка мероприятий в СМИ;

- отзывы педагогов о занятиях по проекту;

- интерактивное пособие «Моя Сибирь»;

- анализ деятельности по проекту (круглый стол).

Индикаторы:

- количество детей и взрослых целевой группы, охваченной проектной деятельностью – не менее 270;

- количество занятий для целевой группы – 30 занятий,  2 праздника, экскурсия в Краеведческий музей;

- количество сообщений о работе по проекту в СМИ – 4

Задача 1. Разработать дополнительную программу по краеведению «Бумажные кораблики» с привлечением к работе новых обучающих интерактивных пособий.

Задача 2. Организовать площадку для проведения занятий в читальном зале отдела обслуживания дошкольников и младших школьников

            В результате проекта будет оборудован зал, в котором можно будет проводить различные мероприятия. Планируется сюжет о презентации проекта в новостной местной программе и местном радио. Фотоотчет будет выложен на сайте библиотеки.

Задача 3. Изучить опыт по ведению клубной работы, как продолжения программы «По следам великих путешественников» в РГДБ.

В результате командировки сотрудники детской библиотеки получат опыт по дальнейшему развитию данного проекта и преобразования проектной работы в клубную. В детской библиотеке в отделе дошкольников и младших школьников будет создан клуб по естественно-научным интересам.

Задача 4. Провести комплексные систематические занятия по программе.

            Участники проекта (не менее 40 человек) повысят свою читательскую компетентность, получат целостное представление о родном крае, приобретут новые творческие навыки, научатся работать в команде; получат первичные навыки по проектной деятельности в ходе создания интерактивного пособия. Посещение участников проекта будут учитываться в журнале посещений. В конце проекта будет проведено тестирование участников проекта по эффективности усвоения материал.

Задача 5. Разработать вместе с детьми макет интерактивного пособия для развития проектного воображения младших школьников.

Дети получат навыки основ проектной деятельности. На сайте библиотеки будет размещено адаптированное для детей младшего школьного возраста пособие «Моя Сибирь».

Задача 6. Популяризировать и продвигать полученные результаты работы по  проекту.

На сайте библиотеки bibgaidara.ru будет создана страничка о проекте, где будут выложены фотографии со всеми мероприятиями проекта. Информация о проекте будет дублироваться и на страницах библиотеки в социальных сетях.

            Перспективы развития проекта.

Дальнейшее развитие проекта предполагает создание условий для воспитания нравственных качеств личности, таких как гуманизм, социальная открытость, толерантность. В связи с этим в дальнейшем планируется разработка программы для второго года обучения – «Мы – первооткрыватели Земли!», теоретическая часть которой позволит сблизить между собой такие области знания как история, культурология и этнография других стран, история их открытия и освоения, история науки и техники. В связи с этим планируется изменение характера творческих заданий, подключение «изобретательского» потенциала ребят.

Ресурсы библиотеки:

- специалисты с высшим образованием, обладающие навыками работы с младшими школьниками;

- художественная и отраслевая  литература, настольные игры, цветные иллюстрации предметно-бытовая среда, физические карты, контурные карты, инструменты и приборы, элементы туристического снаряжения;

- светлое теплое помещение – читальный зал  (60 кв.м.);

- материалы для творчества;

- оборудование для организации подвижных игр, спортивных игр и эстафет.

4. Бюджет проекта

 

Смета расходов

 

Название статьи Общая сумма расходов
Финансирование Фонда Другие источники финансирования
Приобретение оборудования и сопутствующие расходы 109800,00 2500,00
Административные и прочие прямые расходы 16440,00 6000,00
Расходы на поездки 53000,00 0,00
Оплата участникам проекта 8643,00 0,00
Всего: 187883,00 8500,00